Природное лекарство – пчелиный яд


И.А. Комиссаренко, Е.А. Дубцова, Л.Б. Лазебник

Кафедра поликлинической терапии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ, Москва
В статье проведена оценка современных аспектов применения продуктов пчеловодства в современной медицинской практике. Подробно рассмотрены преимущества и особенности применения пчелиного яда. Даны рекомендации по снижению риска аллергизации пациента. Обсуждается эффективность препаратов из пчелиного яда в современной практике врача. Подчеркивается уникальность продуктов пчеловодства в качестве средств для медицинского применения в связи с их уникальностью действия и биологически активным эффектом.

Ссамых давних времен существования человечества для лечения различных заболеваний использовались мед, маточное молочко, пыльца, перга, прополис, пчелиный яд и воск — натуральные продукты с богатым содержанием биологически активных веществ. Эти продукты широко применяются и в наши дни [1]. Биологически активные продукты пчеловодства представляют собой естественное сочетание биологически активных веществ растительного и животного происхождения с многообразными биологическими свойствами. Их биологическую активность определяют не только отдельные компоненты, но главным образом их уникальная природная сочетаемость [2]. Продукты пчеловодства оказались весьма действенными для лечения и профилактики многих болезней, таким образом появилась апитерапия (от лат. apis – пчела и therapia – лечение) – наука о лечении продуктами пчеловодства.

Общее направление апитерапии в современном мире можно оценить как накопительное в плане констатации фактов успешной терапии продуктами пчеловодства различных заболеваний человека. Развитие апитерапии характеризуется как расширением спектра препаратов из продуктов пчеловодства, так и числом показаний, при которых может быть успешно применена эта наука. Работ по анализу механизмов действия продуктов пчеловодства и их препаратов значительно меньше. Одна из причин связана со сложностью составляющих веществ, входящих в продукты пчеловодства. Механизм лечебного действия пчелиных продуктов невозможно полностью объяснить вследствие сложности их состава, отсутствия полного понимания процессов взаимодействия с основными физиологическими системами, которые возникают при введении их в организм. Эти процессы весьма разнообразны и заметно отличаются у каждого из обсуждаемых продуктов. Тем не менее их можно сгруппировать в два главных направления физиологического воздействия. Первое: вещества и апикомпозиции преимущественно влияют на процессы обмена веществ в органах и тканях (метаболические эффекты). Второе: изменение процессов регуляции функций организма приводит к изменению функционального состояния периферических структур всего организма в целом (регуляторные эффекты) [3].

К числу продуктов, оказывающих преимущественно метаболическое действие, можно отнести пчелиный мед, обножку, пергу и частично маточное молочко. Присутствие в композициях биологически ценных соединений, включающих богатый спектр веществ, помогает быстро восстанавливать фон необходимых метаболитов при нарушениях, вызванных патологическим процессом.

Ко второму направлению можно отнести пчелиный яд, прополис и маточное молочко, которые благодаря особенностям содержащихся в них ингредиентов воздействуют в первую очередь на процессы физиологической регуляции. Первоначальным уровнем этого воздействия являются клеточные структуры: биологические мембраны, рецепторы клеточных мембран и сопряженные с ними внутриклеточные процессы.

Продукты пчеловодства безвредны для организма. Они способствуют выведению ядов и солей тяжелых металлов, а также обладают радиопротекторным эффектом, повышают работоспособность и выносливость, незаменимы в экстремальных условиях, укрепляют иммунную систему. Сегодня продукты пчеловодства заняли прочное место в медицинской промышленности, косметологии, диетическом питании. Известны сотни препаратов и лекарственных форм, приготовленных с их использованием. Пчелиный яд — старое и верное средство, широко применяемое от различных недугов. Его рекомендовали еще античные медики: Гиппократ, Цельсий, Гален и др. Современная медицинская наука продолжает изучение и применение этого целебного продукта, однако его использование в лечебных целях требует особой осторожности в отношении детей, людей пожилого возраста, беременных женщин [4].

Пчелиный яд, или апитоксин, представляет собой сложную смесь веществ с высокой биологической активностью. В настоящее время почти полностью установлен сложный химический состав пчелиного яда. Примерно половина состава приходится на долю мелитина, который считается основным действующим компонентом пчелиного яда [4, 5]. Мелитин (составляет около 40% сухого вещества яда) – белок, обусловливающий основные свойства яда. Он разрушается в желудочно-кишечном тракте, поэтому его можно использовать только парентерально.

Большинство изменений, наступающих в организме под влиянием ужаливания пчелами, обусловлено действием мелитина на нервную систему, мышцы, кровь и кровообращение. При соприкосновении с кровью мелитин вызывает гемолиз. Он расширяет кровеносные сосуды, оказывает антикоагулянтное действие, вызывает активацию синтеза простагландинов, повышение тонуса гладкомышечной и скелетной мускулатуры и обладает местным раздражающим действием, что приводит к развитию воспалительной реакции на месте введения. Повышение дозы мелитина вызывает блокаду симпатических ганглиев, что может приводить к снижению артериального давления [4]. Противовоспалительное действие мелитина связано с активацией адренокортикотропного гормона с дальнейшей стимуляцией надпочечников, что приводит к повышению выработки гормона надпочечника — кортизола. Мелитин устойчив к действию кислот, щелочей, высоких и низких температур.

Примерно по 2% в составе яда занимают другие пептиды – апамин и т.н. пептид-401 (дегранулирующий тучные клетки). Апамин – один из самых мелких пептидов пчелиного яда, состоящий из 18 аминокислотных остатков, оказывает физиологический эффект не в меньшей мере, чем мелитин. Он не вызывает гемолиза, однако обладает ярко выраженным действием на ряд постсинаптических мембран нервных клеток как в периферической, так и центральной нервной системе, блокирует альфа-адренореактивные, холинергические и пуринергические рецепторы, оказывает противовоспалительное действие. МСД-пептид (пептид 401) вызывает дегрануляцию тучных клеток, обеспечивает выброс биологически активных веществ тучных клеток без их лизиса, т.е. путем экзоцитоза оказывает мощное противовоспалительное действие, вызывает возбуждение центральной нервной системы, снижает артериальное давление. Адопалин оказывает противовоспалительное (за счет снижения уровня циклооксигеназы) и анальгезирующее действия (за счет повышения выработки эндорфинов и снижения N-кефалинов). Кардиопен обладает антиаритмическим действием. Тертиалин и секалин влияют на пресинаптическую активность. Секалин, хотя его содержание невелико (0,5–2,0%), оказывает тормозящее, успокаивающее, легкое снотворное действие и вызывает гипертермию. Белки пчелиного яда представлены ферментами, большей частью осуществляющими расщепление фосфолипидов, входящих в состав клеточных мембран.

Фосфолипаза А2 (содержание в яде 10–14%) оказывает гемолитическое действие, нарушает выработку и перенос медиаторов (т.е. нарушает проведение нервного импульса), запускает синтез простагландинов, тем самым вызывает местное воспаление. Фосфолипаза пчелиного яда – самая активная из всех фосфолипаз, в т.ч. и по сравнению с фосфолипазой змеиного яда. Гиалуронидаза (1–3%), расщепляя высокомолекулярные структуры гиалуроновой кислоты и других полимеров соединительной ткани, «разжижает» гель межклеточного вещества и тем самым снимает барьер для проникновения токсических компонентов яда к функциональным группам клеток. Этот эффект с успехом используется для рассасывания рубцов при заживлении ран и ожогов кожи, гематом. При этом гиалуронидаза обладает аллергизирующим эффектом [4].

Пчелиный яд оказывает противовоспалительное действие. Его применяют при болезнях суставов (артриты, артрозы); заболеваниях периферической нервной системы (радикулиты, невралгии, полиневриты и др.); трофических язвах и вялогранулирующих ранах; последствиях радиоактивного облучения; зависимостях (алкогольная, никотиновая, наркологическая, токсикомания), новообразованиях [1, 4, 6, 7]. Применяют следующие методы введения пчелиного яда: инъекции ампулированных препаратов, акупунктура иглами с пчелиным ядом, электрофорез, фонофорез, втирание мазей, нативное пчелоужаление [4, 8]. О том, что люди, подвергшиеся ужалениям пчел, реагируют по-разному на пчелиный яд, известно давно. У одних развивается бурная общая реакция с тяжелыми осложнениями при ужалении даже одной пчелой. Другие без всяких серьезных последствий переносят множественные ужаления. Аналогичные явления отмечаются и при применении с лечебной целью пчелиного яда, его лекарственных форм.

Пчелиный яд обладает геморрагическим, гемолитическим, нейротоксическим и гистаминоподобным действиями. При единичных ужалениях (не более 8–10) обычно развиваются местные реакции кожи; 200—400 приводят к развитию тяжелой токсической реакции, а 500 и более, как правило, ведут к летальному (смертельному) исходу.

На месте ужаления возникает жгучая боль, отмечается побледнение кожи в радиусе 1–3 мм. Через 1–3 минуты возникают гиперемия и острый воспалительный отек. Максимальная выраженность наблюдается через 15–20 минут, а затем на месте поражения образуется бледно-розовая папула. Нередко на пораженной стороне определяется регионарный лимфаденит. При единичных ужалениях все симптомы исчезают через 24–48 часов. Одновременно с местной реакцией могут отмечаться и общие симптомы отравления: слабость, головокружение, чувство стеснения в груди, одышка, зуд тела с элементами крапивницы, реже – подергивание мышц лица и конечностей. Эти явления могут возникать через 5–15 минут после ужаления и сохраняться в течение 2–3 суток, а иногда и в течение недели. Смертельная доза пчелиного яда для человека составляет 1,4 мг на 1 кг веса. Летальный исход наступает чаще всего от паралича дыхательного центра. При ужалении в язык, небо или глотку развивается отек слизистой оболочки зева и гортани, который может привести к асфиксии [2, 4].

Для изготовления фармацевтических препаратов на основе пчелиного яда используется высушенный пчелиный яд. По специальной технологии он очищается, удаляются наиболее агрессивные компоненты, вызывающие побочные реакции (аллергия, интоксикация). В результате чего такой пчелиный яд переносится большинством пациентов значительно лучше, чем неочищенный яд при пчелоужалении. Тем не менее вероятность непереносимости со стороны отдельных пациентов существует. Поэтому при использовании препаратов, содержащих пчелиный яд, полагается соблюдать те же меры предосторожности, что и при пчелоужалении: тщательный сбор аллергологического анамнеза у пациента; проведение биологической пробы; наблюдение за пациентом в процессе лечения.

При использовании готовых препаратов лечение начинают с введения малых доз. Иногда уколы делают непосредственно в область больных суставов или в биологически активные точки. Другим серьезным достоинством фармакологических препаратов по сравнению с пчелоужалением является их точная дозировка. Немаловажно отсутствие у пациента страха перед введением лекарства, возникающего при пчелоужалении [9]. Существенно и то, что применять препараты пчелиного яда можно в любых условиях независимо от наличия пчел.

Из фармакологических препаратов пчелиного яда наибольшей клинической активностью обладают те, что вводятся внутри- и подкожно. Их эффективность приближена к таковой пчелоужаления, особенно внутрикожное введение. Безболезненно введение пчелиного яда путем электрофореза. Кроме того, данный метод обеспечивает медленное поступление яда в организм, что продлевает его действие как лечебного препарата. Препараты наружного применения клинически менее активны, хотя их использование отличается простотой и доступностью. Чтобы обеспечить полное проникновение яда в организм, в состав мазей включают салициловую кислоту и силикат, что и способствует более полному всасыванию пчелиного яда и усилению противовоспалительного эффекта.

Одной из наиболее эффективных мазей, содержащих пчелиный яд, является мазь Апизартрон (от греч. apis – пчела, atrhros – сустав). Она обладает противовоспалительным, согревающим и местнораздражающим действиями (метилсалицилат, стандартизованный пчелиный яд, аллила изотиоциапат, эмульгированный цетилстеариновый спирт) [10]. Мазь составлена таким образом, что ее компоненты потенцируют действие друг друга, что повышает эффективность ее использования.

100 г мази Апизартрона содержит:

  • апитоксин стандартизованный (пчелиный яд) – 3 мг;
  • метилсалицилат – 10 г;
  • аллилизотиоцианат – 1 г.

Перед применением необходимо провести аллергическую пробу: на переднюю поверхность предплечья нанести мазь (размером с горошину) и втереть ее. Если через некоторое время место нанесения крема не покраснело и не отекло, данный препарат можно использовать. Способ применения: полоску мази длиной 3–5 см распределяют в области поражения до слоя толщиной примерно 1 мм и оставляют на 2–3 минуты (в зависимости от реактивной способности организма) до появления реакции на нанесение препарата (покраснение, чувство тепла). Затем медленно и интенсивно втирают мазь в кожу. Для усиления лечебного действия рекомендуется держать обработанные области тела в тепле. Как правило, мазь Апизартрон применяют 2–3 раза/сут до исчезновения симптомов заболеваний. Мазь наносится 2–3 раза в день или только на ночь. Курс лечения – 7–10 дней, повторить его можно через 1–2 месяца. После использования мази необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

В клиническом исследовании c участием 50 больных [10], страдавших заболеваниями опорно-двигательного аппарата, была показана эффективность препарата Апизартрон, уменьшающего болевой синдром. Препарат рекомендован для применения в комплексной терапии вертеброгенных нарушений поясничного отдела позвоночника. Применение мази позволяет значительно уменьшить воспаления, снизить болевой синдром и улучшить качество жизни больных.

Пчелиный яд является сильнодействующим веществом и имеет определенные ограничения к применению: повышенная чувствительность, нарушение целостности кожного покрова и открытые кровоточащие раны, акне, психические расстройства, острый артрит, острые или хронические заболевания почек, заболевания печени и поджелудочной железы, сахарный диабет, кахексия, туберкулез или другие тяжелые инфекционные заболевания, заболевания системы крови, беременность и лактация, возраст до 6 лет [2–4].

Современная медицинская наука продолжает изучение и применение этого целебного продукта, при этом его использование в лечебных целях требует осторожности.


Литература


1. Cherniack E.P. Bugs as drugs, Part 1: Insects: the «new» alternative medicine for the 21st century? Altern Med Rev. 2010;15(2):124–35.

2. Лазебник Л.Б., Касьяненко В.И., Комисса-ренко И.А., Дубцова Е.А. Апи- и фитотерапия. М., 2010. 379 с.

3. Сельцовский А.П., Лазебник Л.Б., Касьяненко В.И., Комиссаренко И.А., Бутов А.Г. Лечение медом, другими продуктами пчеловодства и лекарственными травами. М., 2007. 369 с.

4. Крылов В.Н. Пчелиный яд. Нижний Новгород, 1995. 224 с.

5. Sobral F., Sampaio A., Falcão S., Queiroz M.J., Calhelha R.C., Vilas-Boas M., Ferreira I.C. Chemical characterization, antioxidant, anti-inflammatory and cytotoxic properties of bee venom collected in Northeast Portugal. Food Chem. Toxicol. 2016;94:172–27.

6. Lee W.R., Pak S.C., Park K.K. The protective effect of bee venom on fibrosis causing inflammatory diseases. Toxins (Basel). 2015;7(11):4758–72.

7. Nipate S.S., Hurali P.B., Ghaisas M.M. Evaluation of anti-inflammatory, anti-nociceptive, and anti-arthritic activities of Indian Apis dorsata beevenom in experimental animals: biochemical, histological, and radiological assessment. Immunopharmacol Immunotoxicol. 2015;37(2):17–84.

8. Koh P.S., Seo B.K., Cho N.S., Park H.S., Park D.S., Baek Y.H. Clinical effectiveness of bee venom acupuncture and physiotherapy in the treatment of adhesive capsulitis: a randomized controlled trial. J. Shoulder Elbow Surg. 2013;22(8):1053–62.

9. Малахов В.А., Завгородняя А.Н., Гетманенко А.В., Волох Ф.А. Апипрофилактика и апитерапия в клинике нервных болезней (по данным литературы и собственных исследований). Международный неврологический журнал. 2011;1:107–12.

10. Амбарцумян Р.Н., Морозов В.Н. Эффективность применения апизартрона при заболеваниях поясничного отдела позвоночника. Врачебное дело. 2003;3:117–12.


Об авторах / Для корреспонденции


Л.Б. Лазебник – д.м.н., проф., врач-гастроэнтеролог, кафедра поликлинической терапии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдо-кимова Минздрава РФ, Москва; e-mail: Lazebnik@aha.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа